Навигация

Поиск по сайту

Стили

Euro-Disco
Synth-pop
Folk

Каравелли открывает «Пятый континент»

  17 МАРТА 2024г  
 

Четверть века во главе оркестра - это целая жизнь. Но Клод Вазори так же стремителен, настойчив, как в молодости. Собственно, под именем Вазори моего собеседника во Франции не знают, зато всем знаком его артистический псевдоним Каравелли. Оркестр Каравелли не похож на другие эстрадные коллективы ни по составу, ни по стилю исполнения. Наряду с обычными духовыми инструментами для эстрады и ударными, треть оркестра составляют струнные инструменты. 

«Мы заигрываем с классикой», - объясняет дирижёр. В своем деле, оркестр играет симфонические произведения, хотя делает это по-своему. Вот почему «Половецкие пляски» и «Танец с саблями» занимают в его репертуаре место среди джазовых, танцевальных, народных мелодии и популярных эстрадных песен.

Дирижер так определяет свой стиль: мелодичный, романтический, основанный на современных ритмах. Естественно, что большое внимание уделяет он аранжировке мелодий, их «окраске». Клод Вазори не просто не просто руководитель, но и аранжировщик и композитор. Им записано на пластинках 1500 произведений! Это песни Пиаф и Азнавура, Дассена и Синатры, «Опавшие листья» и «Так хорошо», «Жизнь в розовом свете» и «Гуантанамеро», «Елисейские поля» и «Рамона». Музыка из кинофильмов «Мужчина и женщина», «Мост через реку Квай», «Грек Зорба», наконец, произведения Шумана, Шуберта, Брамса, Вивальди, Баха, Шопена...

Жизненный путь Клода Вазори сложился счастливо. С семи лет он играет на фортепиано, заканчивает музыкальную школу, а затем и консерваторию с первой премией. Музыкальная карьера началась с замены заболевшего аккомпаниатора. Молодой музыкант сопровождает знаменитых певцов - Мориса Шевалье, Тино Росси, Шарля Трене, аранжирует музыку их песен, сочиняет мелодии для кинофильмов. В конце 50-х годов, создавая первый оркестр, выбирает псевдоним, созвучный названию французского реактивного лайнера «Каравелла». Во Франции у Каравелли есть три конкурента, а в Западной Европе и Америке их с трудом насчитаешь дюжину. Музыканты собираются вместе лишь на концертные турне или для записей, а в остальное время работают поодиночке или небольшими группами. Но, даже при таком реноме и мастерстве ни Каравелли, ни Полю Мориа, ни другим не под силу постоянно иметь в своем распоряжении большое количество исполнителей.

 

Перед турне в СССР Дирижер прослушал несколько сот советских мелодии, чтобы в качестве сюрприза сыграть знакомые всем произведения. Но была у Каравелли и другая мысль - записать полюбившуюся ему музыку на новую, «русскую» пластинку. Однако выкристаллизовавшаяся в ходе общения с советскими специалистами идея оказалась еще интереснее.

Договорившись с фирмой «Мелодия», весной 1982 года Клод Вазори снова приехал в Москву со своим звукорежиссёром. В его распоряжении предоставили оркестр из шестнадцати музыкантов из советских, хор и студию.

Десять дней длилась запись. Трудно ли ему пришлось? «Не так сложно, как можно было подумать, - отвечает он. - Вашим инженерам и техникам грамзаписи, конечно нужно было привыкнуть к моей манере работать. Что же касается музыкантов, я восхищён ими. Иметь дело со специалистами такого класса большая радость для любого профессионала».  

Пластинка с записями двенадцати произведений лежит передо мной. Народные песни «Светит месяц», «Это было давно», «Я в садочке была», аранжированы руководителем оркестра; французская публика открывает для себя «Звездное лето» А. Пугачевой, «Не отрекаются любя» М. Минков, сочинения Ю. Саульского «Ожидание», А. Мажукова «Красная стрела» и «Музыка любви», Р. Паулса «Сестра Керри» и другие.

«Мое стремление и моя надежда - способствовать распространению музыки в две стороны, - говорит дирижер. - Музыка как раз то искусство, которое представляет исключительные возможности для взаимопонимания, гораздо большие, чем слово: ведь её не надо переводить».

А. Игнатов, корреспондент АПН.  1983 г. 

вернутся назад