Ему обязаны успехом первых советских оперетт. Он одним из первых освоил красочные средства джаза, доказав, что этот оригинальный вид инструментальной музыки, рожденный на чужой почве, может успешно развиваться и в совершенно ином русле.
Необычно сложилась судьба этого высокоодаренного человек. Детство проведенное на Украине, в небольшом городке Лохвицы, а затем в г. Харькове, казалось не предвещало будущих триумфов.
Сын скромного служащего, гимназист, а затем студент, он страстно увлекался музыкой и очень рано пробовал сочинять. В Харькове его наставниками были скрипач И. Ахрон и видный теоретик С. Богатырев. Но подлинной творческой школой для будущего композитора была работа в Харьковском драматическом театре Н. Синельникова, где ему посчастливилось общаться со многими корифеями русского театра. Дунаевский выступал в качестве пианиста, дирижера, автора театральной музыки. Затем он активно работал в различных театральных коллективах Москвы.
В тот день 25 декабря 1945 года когда с экранов впервые прозвучали мелодии фильма «Веселые ребята» Дунаевский мгновенно стал знаменитым. Его наперебой приглашают известные кинорежиссеры, руководители эстрадных ансамблей и театров оперетты. За шесть - семь предвоенных лет он оформил восемнадцать кинофильмов, написал музыку к нескольким опереттам «Золотая долина», «Дороги к счастью». В скорее после успеха «Веселых ребят» и «Цирка», в котором впервые прозвучала его «Песня о Родине», композитор был избран в верховный Совет РСФСР.
За короткий срок сложилась вполне индивидуальная композиторская манера Дунаевского, определились типические жанры его песенного искусства: молодежная песня - марш, военно-романтическая баллада - воспоминание, сатирические куплеты, современный лирический романс. Слушателям полюбились его пластичные упругие мелодии, радующее ясностью контуров, ритмической остротой, юношеской энергией и эмоциональной многоплановостью.
Дунаевский хорошо знал все стороны далеко не простого композиторского ремесла: он отлично оркестровал, блистательно импровизировал на рояле, владел скрипкой, дирижировал, хорошо разбирался в поэзии и драматургии. С какой непримиримостью осуждал Дунаевский скороспелость, небрежность, дешевое позерство, беспринципное заигрывание композиторов с публикой.
Сохранился примечательный фотоснимок, сделанный вначале 30-х годов в Ленинграде: Дунаевский снят с двумя молодыми друзьями - Леонидом Утесовым и Дмитрием Шостаковичем. Это фото представляется в каком-то смысле символичным: композитор, посвятивший себя самым популярным жанрам, при этом всерьез интересовался и симфонией, и оперой, смолоду увлекался Чайковским, Бетховеном, Брамсом, следил за успехами современной музыки. Среди его талантливых продолжателей, нашедших в песне свои нехоженые пути, свои свежие интонации, можно назвать Соловьева-Седого, рано ушедшего от нас Островского, одаренную Пахмутову, превосходно запечатлевшую совсем иные сферы молодежной романтики 50 - 60 годов.
И. Нестьев
И. О. Дунаевский с группой ансамбля. 1948 г.


И. О. Дунаевский среди детей. 1948 г.