Творческий путь мастера достиг своей вершины. Вглядываясь в вехи его биографии, понимаешь, как формировалась индивидуальность, как счастливо соединились в ней врожденная одаренность и талант педагогов, которые помогли певцу найти себя, а также собственные поиски артиста в области музыкального театра, опыт его активной концертной деятельности. Сыновья учителя казахского языка и литературы Б. Х. Серкебаева с детства были окружены музыкой. Они учувствовали в домашнем импровизированном оркестре, в их семье царила атмосфера особого почтения народных музыкальных традиций.
Ермеку Серкебаеву не было еще и восемнадцати, когда, перебравшись с семьей в Алма-Ату, он стал диктором Казахского радио. Голос юноши особой наполненности и красоты привлек внимание известного композитора, одного из видных деятелей казахской профессиональной музыкальной культуры М. Тулебаева. Именно ему принадлежит открытие певца, которому суждено было прославить свою республику, воспеть «свои степи, не принижая чужих гор» (О. Сулейменов). Первое публичное выступление не оставило сомнений в том, что Ермеку Серкебаеву уготовлено большое будущее. Его учителем и наставником в Алма-атинской консерватории становиться талантливейший музыкант и педагог, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, профессор А. М. Курганов.
Уже первая поездка в Москву на Всесоюзный смотр-конкурс студентов консерваторий, принесли Серкебаеву успех и известность среди музыкальной общественности той эпохи. Он исполнял арию Роберта из оперы П. И. Чайковского «Иоланта», и уже тогда студенческая аудитория вслушиваясь в голос певца, понимала почему именно к нему были обращены слова И. С. Козловского: «Серкебаеву желаю удачи!» Потом были победы на Международных конкурсах в Бухаресте и Москве, проводимые в рамках Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В 1956 году выступление на декаде литературы и искусства Казахской ССР в Москве, принесло Ермеку Серкебаеву всеобщее признание. Пожалуй нет таких опер современных композиторов Казахстана, в которых он бы не пел. Но особенно знаменательной для мастера стала партия Абая из одноименной оперы А. Жубанова и Л. Хамиди. Образ великого сына казахского народа, просветителя-гуманиста, горячего борца за светлое будущее народа как бы олицетворяет собой творческое кредо Ермека Серкебаева. Сложный и противоречивый образ Абая с годами обретает в исполнении артиста новые черты, углубляется его трактовка, все четче вырисовывается смелый, решительный характер. Абай особенно дорог певцу. Этой оперой театр открывает каждый новый сезон. Талант Серкебаева в своем роде уникален, обладая удивительно четкой и ясной дикцией, видимо, сказался опыт работы на радио, Ермек Серкебаев не членит кантилену, создавая мелодику большого дыхания. Богатство интонационно-динамических и тембровых красок, природная постановка голоса позволили певцу, не искажая национальных исполнительских традиций, которые восходят к глубокой древности, соединить их с высочайшими достижениями заподноевропейской и русской певческих школ.
Фирма грамзаписи «Мелодия», записала альбом грампластинок С10 23929 000, созданный в творческом содружестве с камерным оркестром Казахского телевидения и радио. Его художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель республики Казахстан М. Серкебаев - горячий пропагандист казахского народного и современного музыкального искусства - является автором и аранжировщиком некоторых песен, включенных в этот альбом. Программа альбома грампластинок включает также романсы Чайковского, песни советских композиторов военной поры - своеобразное посвящение 40-летию Великой Победы, современные и популярные казахские народные песни. К этому добавим, что фамилия Серкебаев в музыкальной культуре республики Казахстан стала своего рода синонимом слова «музыкант».
Старший сын Ермека Серкебаева - Алмас Серкебаев - композитор, заслуженный деятель искусств Казахстана, автор ряда широко известных сочинений, а его младший сын - Байгали - один из ведущих музыкантов популярного ансамбля «Арай», выступавшего вместе с популярной певицей Розой Рымбаевой.
К. Асенова
Каталог - бюллетень №3 / 1986